Мобильному рабству пришел конец?


С 1 декабря по закону россияне получили давно ожидаемую возможность смены сотового оператора с сохранением номера. Для того чтоб пользоваться этой возможностью на практике, придется подождать еще несколько месяцев. CNews собрал всю информацию о том, как будет происходить процесс смены оператора, каким образом будут вести взаимодействие вместе участники рынка и какие трудности остаются нерешенными.

В воскресенье, 1 декабря, в Рф заработает принцип переносимости сотового номера (MNP). Он позволит всем сотовым абонентам поменять собственного оператора связи с сохранением текущего номера телефона. Абоненту нужно будет придти в кабинет того оператора, к которому он желает перейти («оператор-реципиент»), и написать надлежащие заявления.

Все последующие деяния будет совершать конкретно этот оператор связи. К «оператору-донору», другими словами компании, от которой абонент уходит, обращаться не придется. За возможность перехода «оператор-реципиент» может взимать с абонента плату в размере до 100 руб. Пока понятно, что такую плату будут брать «Вымпелком» (торговая марка «Билайн») – соответственное объявление уже перескочило на его веб-сайте, также СМАРТС и «Ростелеком». Другие операторы своими планами по стоимости не делятся.

Обеспечить переключение номера «оператор-реципиент» должен в течение 8 дней. Правда, практически сейчас правительство сделало некое послабление, дозволяющие «реципиентам» отложить прием абонентов прямо до 15 апреля 2014 г. После 7 апреля срок перехода не должен будет превосходить 8 дней. Не считая того, с 1 марта для «операторов-доноров», которые не сумеют распрощаться с абонентами в срок, вводится наказание: они должны будут обслуживать таких абонентов безвозмездно прямо до их перехода в желаемую компанию.

Все операторы молвят о своей готовности к MNP, но дружно сетуют на тот факт, что нормативно-правовые акты, регламентирующие работу MNP, были разработаны в последний момент. Из-за этого могут быть трудности с обслуживанием абонентов, воспользовавшихся возможностью смены оператора, в особенности в части дополнительных услуг.

«Ростелеком» прямо признал, что прием абонентов от других операторов он сумеет обеспечить только с 1 марта 2014 г. В МТС рекомендовали абонентам не торопиться поменять оператора и подождать, пока механизм будет оттестирован. Замминистра связи Дмитрий Алхазов также признал, что в Рф MNP запускается в рекордно недлинные сроки, и призвал абонентов отложить смену оператора на 2014 г.

«Ядро» системы MNP – это реестр перенесенных номеров, из которого оператор связи может выяснить, какая компания обслуживает тот либо другой номер. Поддержкой реестра занимается муниципальный Центральный научно-исследовательский институт связи (ЦНИИС), на который данные обязанности возложили исключительно в октябре. ЦНИИС будет получать от «операторов-реципиентов» по 100 руб. за каждый перенос номера. Если этих средств не хватит на содержание реестра, будет задействован Реестр универсального обслуживания.

Пока же остаются неотработанными все технические нюансы взаимодействия. Так, меж сотовыми операторами и ЦНИИС должно быть скооперировано VPN-соединение. Но в одном из федеральных сотовых операторов признались, что до сего времени не имеют такового подключения. ЦНИИС предложил выполнить подключение через «Ростелеком», на площадках которого размещены сервера института, но данный оператор желает выполнить прямое подключение.

Другая неувязка – отсутствие у ЦНИИС разрешений на работы с шифровальными данным, из-за чего институт не может работать с индивидуальными данными и обрабатывает всю информацию в обезличенном виде. Вобщем, в Россвязи, курирующей работу ЦНИИС, молвят, что вопрос с данными разрешениями решается, а подключение к реестру всех сотовых операторов будет обеспечено после 1 декабря.

Как переключат абонентов: каждодневная хроника

Процесс переключения абонента от 1-го сотового оператора к другому будет смотреться последующим образом. Абонент подает заявление «оператору-реципиенту», у которого есть день на передачу данных в ЦНИИС. В случае если заявление написали в удаленном кабинете, не присоединенном к вебу, данные будут передаваться вручную. После подачи заявления абоненту будет выдана новенькая SIM-карта.

После передачи данных в ЦНИИС абонента проверят на наличие задолженности перед «оператором-донором». Если такая задолженность существует, то на 3-ий денек с момента подачи заявления, в период с 12:00 до 16:00, «оператор-реципиент» должен будет проинформировать абонента об этом при помощи SMS и предоставить возможность погасить задолженность до 24:00 5-ого денька. Не погасив задолженность, уйти к другому оператору связи не получится.

Если с задолженностью заморочек нет, в ход идет последующий шаг: проверка паспортных данных и правильности наполнения контракта. О результатах проверки абонент будет проинформирован методом SMS на 6-ой денек с 09:00 до 12:00.

По словам источника в одном из федеральных сотовых операторов, всего существует 10 кодов ошибок, по которым ЦНИИС может отказать в перенесении номера. Операторам пока понятно значение только 4 из их. Также остается непонятным, что делать в случае, если перенесение номера станет неосуществимым из-за заморочек с самой базой.

На седьмой денек будет осуществлено внесение конфигураций в базу данных ЦНИИС. На восьмой денек, в период с 19:00 до 21:00, абонент получит SMS-напоминание о том, что после 2 часов последующей ночи ему следует поменять SIM-карту. В этот период абонент на некое время остается без связи. Если абоненту не понравится у нового оператора, он сумеет вновь перейти на сервис в другую компанию спустя 70 дней.

Взаимодействие операторов

Когда абонент сменит сотового оператора, возникнет другая неувязка: как оператору, с сети которого звонят этому абоненту, найти, в какую сеть направлять звонок? Для этого сотовые операторы должны будут работать по принципу All calls query: им следует хранить и обновлять у себя реплику базы данных ЦНИИС и обращаться к ней при каждом звонке для его маршрутизации.

Для работы по данной схеме операторы закупили особые SRF-систем, которые передают нужные сигналы и таким макаром позволяют верно маршрутизировать вызов. Также потребовалась модернизация BSS-систем, обеспечивающих поддержку операций (содержат в себе биллинг и CRM-систему с информацией об абонентах).

Еще труднее обстоит ситуация, когда звонок абоненту, воспользовавшемуся MNP, придет не от сотового оператора. К примеру, вызов могут совершить из сети фиксированной связи, оператор которой не установил SFR-систему, либо от забугорного оператора либо роуминг-партнера, который вообщем не в курсе русских особенностей MNP.

В этой связи сотовым операторам разрешили заняться пропуском трафика от других сетей (надлежащие поправки правительство приняло на этой недели). При вышеперечисленной схеме звонок пойдет к «оператору-донору», который обусловит, в какой сети на данный момент обслуживается данный абонент, и перенаправит туда вызов. После чего «оператор-донор» выставит счет за пропуск трафика оператору, инициировавшему вызов.

Пока данные межоператорские тарифы никак не регулируются. В прошедшем году компания МТТ, которая начинала собственный бизнес с пропуска далекого трафика сотовых операторов, предлагала назначить ее транзитным операторов. Это бы освободило других операторов от необходимости модернизировать свои сети, также не позволило бы «большой тройке» столковаться и установить заградительные межсетевые тарифы.

Сама «большая тройка» выступила против транзитного оператора, и эта мысль не была реализована. Алхазов гласит, что все вопросы межоператорского взаимодействия пока отдаются на откуп рынку, но если будет найден факт сговора, Минкомсвязи вместе с ФАС вмешаются в ситуацию. В свою очередь, наикрупнейший оператор местной телефонной связи «Ростелеком» обещает установить на собственной фиксированной сети SRF, что освободит его от необходимости воспользоваться услугой по транзиту трафика.

Проблемные места

Кроме базисной способности совершения голосовых вызовов, существует целый ряд нерешенных заморочек с дополнительными способностями сотовой связи. Так, представители сходу 2-ух сотовых операторов молвят о вероятных дилеммах с роумингом. Но Алхазов убеждает, что для роуминг-партнеров не важен номер принимаемого им абонента, а поэтому проблем в данной вопросе быть не должно.

Другая неувязка – это платежные системы. Если абонент, сменив оператора, продолжит платить по собственному старенькому номеру, то средства могут пропасть. В связи с этим сотовые операторы все-же будут выделять перешедшим к ним абонентам новый номер, и оплату услуг лучше производить по нему либо по номеру лицевого счета (подобающую возможность операторы обещают добавить в последнее время). Но в Россвязи сказали, что уже порядка 40 банков и платежных систем получили тестовый доступ к базе ЦНИИС.

Неувязка ожидается и с SMS-банкингом: многие банки идентифицирует юзеров по SIM-картами, и после ее смены абонентам придется информировать об этом банки. В конце концов, остается нерешенным вопрос с дополнительными услугами контент-провайдеров, к примеру, по какому номеру абоненту необходимо будет производить подписки на надлежащие сервисы? Понятно только, что все присоединенные контент-услуги после смены оператора будут отключены.

Отдельный вопрос – это прямые сотовые номера. Их перенести будет нельзя. Но многим обладателям таких номеров, а именно в Москве, MNP принесет удовлетворенность. Как понятно, на данный момент прямые номера связаны с схожими федеральными сотовыми номера. После введения в столице десятизначной нумерации ценность прямых номеров отпала, но операторы не дают отвязать прямой номер от федерального: для отказа от прямого номера на данный момент приходиться поменять и федеральный. После 1 декабря абоненты сумеют уйти к другим операторам, отказавшись от прямого номера с сохранением федерального.


Copyright © 2019 Коипьютерный блог.